Праведник семь раз упадет и поднимется. Притчи «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»это о ком говорится?о том кто рождён свыше?! Доносчик с камерой слежения

Чего ждать евреям от нового хозяина Белого дома, имел ли право израильский министр сельского хозяйства разбрасываться беспилотниками и почему в Иерусалиме так много бедных? Минувший месяц был богат на радостные, странные и печальные события. Последние укладываются в два слова: Леонард Коэн.

Компромат

Доносчик с камерой слежения

Мы уже писали о том, как неизвестные лица пытаются сделать все возможное, чтобы нагадить - не побоимся этого слова - заместителю главного раввина Москвы, председателю КЕРООР и депутату Европейского еврейского парламента раввину Шимону Левину. Поначалу речь шла о выкраденном документе, подлинность которого р. Левин отрицал. Затем - о сделанной незаконно аудиозаписи телефонного разговора раввина.

Нет предела совершенству, и нет предела подлости. 17 ноября злоумышленник выложил на Youtube видеозапись, порочащую р. Шимона Левина. Вскоре она была заблокирована (в Хоральной синагоге утверждают, что речь идет о грубом монтаже). Чего хотел добиться человек, который в нарушение всех возможных законов установил камеру слежения в кабинете раввина? За что и против кого он борется?

Да, евреи любят поругаться друг с другом, посплетничать и перемыть косточки. Но в данном случае была перейдена неиллюзорная красная черта. Законы иудаизма запрещают заниматься злословием, унижать ближних и наносить ущерб их материальному статусу - даже если «слитая» информация верна. Иудаизм не вручает таким самозваным Дон Кихотам премии за гражданскую смелость. Напротив, наша религия награждает их титулами «доносчик» и «злодей».

На пресловутом видео стоит дата: октябрь 2015 года. Почему злоумышленник медлил с публикацией? Двигало ли им искреннее желание начать борьбу за правое дело, за чистоту раввинских рядов и т. д. и т. п., или же он расчетливо выжидал подходящего момента для банального сведения счетов?

Сказано: «Семь раз упадет праведник и встанет». Написано в Талмуде, что общественным руководителем должен быть человек, у которого, как и у его паствы, имеются скелеты в шкафу (в оригинале - «купа шель шрацим», кружка с определенными насекомыми, прикосновение к которым делает человека ритуально нечистым). Поэтому за карьеру уважаемого раввина Шимона Левина мы не беспокоимся и желаем ему многих плодотворных лет работы в КЕРООР на благо еврейского народа. А вот технически продвинутому анониму стоит подумать о том, на что он тратит время и собственную душонку.

Судьба

На смерть Поэта

Леонард Коэн был фигурой уникальной. Богемный сын сверхобычных выходцев из Восточной Европы, потомок раввина, который провел пять лет в буддистском монастыре, кумир миллионов, который тепло относился к Израилю и даже дал концерт в ходе Войны Судного дня. Столь же уникальным было и его творчество - глубокие и пронзительные тексты под грошовый синтезатор.

Коэн рассказывал, что об аристократическом происхождении ему напоминали с раннего детства. Нынешние Коэны, Кацы и Каганские являются потомками храмовых священников. Священническую миссию музыкант принял с честью и пронес через всю жизнь. В его песнях немало библейских аллюзий, упоминаний вех еврейской истории и заставляющих задуматься рассуждений о Б-ге и судьбе.

Даже дата смерти великого менестреля стала предметом дискуссий. Поначалу утверждалось, что Леонард Коэн ушел в мир иной после выборов в США. Американские либералы многозначительно подняли указательные пальцы: «Во как! Не выдержала душа поэта победы неотесанного Трампа!» Потом оказалось, что Коэн умер за день до выборов. И вообще, политические коллизии вряд ли интересовали мэтра, отправившегося в последний тур - в вечность.

Тенденции

Трамп и евреи

Традиционно мир, как щепку, швыряет из стороны в сторону. Либерализм Древнего Рима сменился ультра-консерватизмом Средневековья, на смену царизму пришел большевизм, который через пару десятилетий дал фору самым страшным сибирским каторгам. И, как всегда это водится, основными пострадавшими при любом режиме были евреи.

Именно это и пытался донести главный раввин Москвы и председатель Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт в интервью израильскому ресурсу Ynet. По его словам, не стоит слишком сильно радоваться победе Трампа, поскольку она послужила катализатором националистических настроений во всем западном мире. Помните анекдот про «берегите евреев, а то дойдут до них, а потом за армян возьмутся»? Ровно то же самое происходит сейчас. От антимусульманской и антииммигрантской риторики до юдофобской - один шаг.

Тем временем зять Дональда Трампа Джаред Кушнер активно защищает новоизбранного президента от обвинений в антисемитизме. Шестиконечная звезда на изображении Хиллари Клинтон, появившаяся в Twitter в ходе избирательной кампании, - это-де звезда шерифа, а неоднозначный старший советник Стивен Бэннон - друг Израиля. Удастся ли Трампу маневрировать между требованиями активно поддерживающих его «новых правых» отомстить истеблишменту и необходимостью сплотить заново размежевавшуюся по идеологическому признаку Америку?

Деньги

Бедный вечный город

По данным центрального статистического бюро Израиля (ЦСБ), Иерусалим является самым бедным крупным городом Израиля. Причиной такого низкого места израильской столицы в рейтинге считают многочисленное ортодоксальное и арабское население города.

Каждому муниципалитету присуждалась оценка от 1 до 10, где 1 - худший уровень экономики, а 10 - лучший. Оценку в 10 баллов получили города Кфар-Шмарьягу и Савьон. Шохам, Рамат-ха-Шарон, Хар-Адара, Кохав-Яир, Кфар-Врадим, Лехавим, Мейтар и Омер получили 9. Тель-Авив и Хайфа были оценены в 8 и 7 баллов соответственно.

В ответ на эту информацию муниципалитет Иерусалима отметил: «Необязательно знать статистику ЦСБ, чтобы понимать, что город нуждается в срочной финансовой помощи со стороны государства. Низкий рейтинг отражает ситуацию, в которой оказался город. Столица Израиля столкнулась с огромными проблемами, которых нет ни в одном другом городе. Будущее Иерусалима зависит от местных бизнес-инноваций, внедрения современных технологий и массовых инвестиций в туристическую инфраструктуру».

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

. потому что о насилии по­мышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие .

. Мудростью устрояет­ся дом и ра­зу­мом утверждает­ся,

. и с уменьем внутрен­ности его наполняют­ся всяким драгоцен­ным и пре­красным имуще­с­т­вом.

. Человек мудрый силен, и человек ра­зу­мный укрепляет силу свою.

. Поэтому с обдуман­ностью веди войну твою, и успех будет при множе­с­т­ве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст сво­их.

. Кто замышляет сделать зло, того называют зло­умышлен­ником.

. Помысл глупости – грех, и кощун­ник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

. Если ты в день бедствия ока­за­л­ся слабым, то бедна сила твоя.

. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречен­ных на убие­ние?

. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испыту­ю­щий сердцá раз­ве не знает? Наблюда­ю­щий над душею твоею знает это, и воз­даст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 . Ешь, сын мой, мед, по­тому что он при­ятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

. таково и по­знание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. ).

. Не зло­умышляй, нечестивый, про­тив жилища праведника, не опустошай места по­коя его,

. ибо семь раз­ упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в по­гибель.

. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселит­ся сердце твое, когда он споткнет­ся.

. Иначе, увидит Го­с­по­дь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. ).

. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

. Бойся, сын мой, Го­с­по­да и царя; с мятежниками не сообщайся,

. потому что внезапно при­дет по­гибель от них, и беду от них обо­их кто пред­узнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. ; ).

. Ска­за­но также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут про­клинать народы, того будут не­на­видеть племена;

. а облича­ю­щие будут любимы, и на них при­дет благо­слове­ние.

. В уста целует, кто отвечает словами верными.

. Соверши дела твои вне дома, окончи их на по­ле твоем, и по­том устрояй и дом твой.

. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманы­вать устами тво­ими?

. Не говори: «как он по­ступил со мною, так и я по­ступлю с ним, воз­дам человеку по делам его».

Новая группа изречении «мудры х» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн.

. «немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь, –

. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооружен­ный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение .

Праведность мы получаем как дар: «…приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).

Попытки установить свою праведность всегда приводят верующего к сокрушительному поражению, ведь плотская греховная природа дает о себе знать: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18,19).

Апостол уточняет, что доброго нет не в нем, а именно в его плоти, поскольку первое высказывание неверно. После возрождения человек обретает новый дух, который создан по Богу в праведности, святости и истине (см. Еф. 4:24). Значит в нас, в нашем духе, есть добрая, святая природа, при этом плотская природа полностью порочна и приговор ей – распятие.

Всякий раз когда мы пытаемся оправдаться добрыми делами, результат печальный, сколько бы раз мы не начинали все заново «с понедельника» или «с Нового Года».

Наша праведность – это исключительно Сам Христос. Апостол Павел пишет об этом так: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Коринф.1:30) и еще: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Коринф.5:21).

Последний стих является интерпретацией откровения о Мессии пророка Исайи, который за более чем 700 лет до Р.Х. писал: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11)

Итак, вера во Христа вменяется нам сегодня в праведность. Сегодня во Христе я в миллион раз более праведен без всяких усилий, чем был бы, если бы прилагал все свои силы, пытаясь исполнять Божий Закон.

Сказанное ни в коем случае нельзя толковать в смысле, что «теперь уже не имеет значения как мы живем – все равно оправданы даром». Такое плотское рассуждение сразу вызывает отторжение у каждого духовного человека. Возрожденный человек если и согрешает, то испытывает при этом угрызения совести. Грех противен нашей новой природе. Грех разрушает наши жизни и самое страшное – подтачивает нашу веру и все же истина такова: грех сам по себе еще не лишает нас праведности, поскольку праведность верующего не зависит от его дел, но только от веры.

Эта истина, как ни удивительно, было открыта еще в Ветхом Завете. Царь Давид совершил страшный грех. В современной церкви бывают серьезные грехи, но Давид «переплюнул» пожалуй всех, о ком я знаю. Грех прелюбодеяния, к сожалению, совсем не редкость, но я не знаю служителей Божьих, на чьей совести было бы еще и физическое убийство. Так вот Давид совершил столь тяжкие грехи, но по Слову Божьему оставался праведником!! Парадоксально, но факт.

Об этом мы читаем в Псалме 31. Сначала Давид говорит так: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс.31:1,2). Блажен не тот, кто заслужил прощение, а тот, кому Бог не вменяет греха по Своей милости и благости. Вменять - отнести на чей-нибудь счёт. Если Бог образно говоря берет на Себя греховный счет человека и Сам за него платит – такой человек является блаженным.

Этот текст цитирует апостол Павел в четвертой главе своего самого знаменитого письма — послания к Римлянам: «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим.4:6-8). Апостол утверждает, что Бог не только не вменяет греха верующему, но намного более того – вменяет праведность. Значит Давид, будучи верующим в грядущего Мессию, был оправдан Богом, то есть был праведником Божьим.

Теперь читаем дальше: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4).

Давид, будучи праведником, длительное время отказывался каяться в страшных грехах! Бог не был к этому равнодушен, ведь когда человек ожесточается грехом, он может потерять самое главное – веру в Спасителя, а вместе с ней и само спасение (см. Евр.3:13). Что делал Бог – Он допустил определенные физические страдания. Давиду надо было исповедоваться и получить прощение, как обещал Бог: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправдности» (1Иоан.1:9).

Наконец до Давида «дошло», правда, с помощью пророка Нафана: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс.31:5,6 ).

Давид получил прощение, хотя не терял праведность по вере! В пятом стихе он описывает свой личный опыт покаяния, а в шестом – расширяет его на каждого праведника по вере. Значит, он тоже считал себя праведником, несмотря на тяжелейшие грехи! Такова парадоксальная милость и благодать Бога – Он оправдывает грешников по их вере!

Подтверждение этой истины находим и в книге Притч Соломоновых: «ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Прит.24:16). Тот факт, что праведник морально падает еще не лишает его праведности! Секрет в том, что праведник встает, то есть возвращается с покаянием к Богу, Который прощает и очищает его. Нечестивые же отказываются вставать, упорствуют во грехах и гибнут…

Каждое злое дело, как и доброе, является посевом, который в свое время принесет урожай – худой или добрый. Чтобы ослабить действие закона сеяния и жатвы в отношении совершенных грехов, праведнику необходимо исповедоваться и принять прощение от Бога. Только в этом случае «разлитие многих вод не достигнет его» — определенная мера «злого урожая» не созреет. Чем дольше верующий отказывается исповедоваться, тем хуже для него, тем больше негативных последствий он пожнет, поэтому заканчивая псалом, великий царь Израиля пишет: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Пс.31:9,10).

Любая, даже самая славная, истина может быть извращена, поэтому Слово Божье всегда сбалансировано. Да, мы оправдываемся верой, но если эта вера не подтверждается делами, то она мертва. Или еще хуже – человек прикрывает собственные грехи пустыми словами об оправдании верой во Христа. О таких людях так написал великий апостол языков: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Коринф.6:9-11). Если мы оправдались именем Господа Иисуса и возродились Духом Божьим, то это должно быть видимо всем!

Праведность по вере должна быть подтверждена и закреплена праведностью наших дел. Впрочем, последняя не оправдывает нас, а лишь доказывает, что оправдание по вере воистину наше.

Притчи 24:16 «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»ЭТО О КОМ ГОВОРИТСЯ?О ТОМ КТО РОЖДЁН СВЫШЕ?! Часто при толковании этого текста высказывают такую мысль, что праведник семь раз упадет (в смысле согрешит или сделает грех) и поднимется. Вопрос - насколько правильно такое толкование этого текста? Ведь если посмотреть контекст, начало этой мысли, как мне кажется, в 15 стихе: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.» А в 16 стихе говорится не о грехе, а житейских проблемах пс.33:20: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.»Но да Бог с ними с житейскими проблемами.Хочу все-таки поговорить о падении праведника?! Праведник падает не потому, что он стоит на пути греха, а потому, что он стоит на пути совершенствования, который предусматривает духовный рост. А где рост - там и падения, т.к. приходится брать все более высокие вершины, о которых он вчера еще и не предполагал. Чем больше мы растем - тем более серьезные удары готовит нам сатана. Господь не лишил его силы и возможностей искушать нас, поэтому каждый день великая борьба. Суть праведника - он встает и продолжает путь дальше. Ребенок падает, потому что учится ходить. Велосипедист не сразу научился уверенно ездить на велосипеде, были и падения. Так и праведник, учится все увереннее жить в праведности. Такой путь проходили все праведники: Авраам два раза боялся сказать фараону и Авимелеху всю правду о Сарре (она не только его сестра, но и жена), вошел к Агари, что привело к рождению Измаила, потомки которого стали врагами потомков Исаака. Иаков обманул отца в борьбе за первородство, что привело его на длинный путь перевоспитания, когда он сам был обманут и т.д. Этот путь привел от Иакова к Израилю. Иаков выделял одного сына, хотя должен был одинаково как праведник любить всех, что привело к серьезным испытаниям и любимого сына и всей семьи. Но все это послужило к духовному росту. Сыновья Иакова стали духовными героями, имена которых будут записаны на стенах Нового Иерусалима. Давид пал с Вирсавией, за этот грех получил воздаяние вчетверо (как и сам предсказал) - потерял четырех сыновей и изнасиловали его дочь. Но он все таки закончил жизнь Давидом - другом Господа. Истории можно продолжать. Праведник тот - кто продолжает идти. Кто не сходит с пути освящения, тернистого и узкого. Кто, несмотря на падения, встает и обретает духовные победы над собой и силами тьмы благодатью Божьей.Как все не по щучьему велению.Раз и родился свыше?!

Похожие публикации